Меня не раз спрашивали, что я думаю о теории привязанности Джона Боулби. Конечно, теория весьма толковая и стройная, что в области психологии отношений – не самое частое явление. К тому же, она весьма простая, а потому и популярна далеко за пределами круга психологов. Напомню, что она разделяет людей на несколько типов, которые отличаются тем, как они склонны строить отношения с близкими людьми, в частности, со своими партнёрами. Боулби выделяет четыре типа: тревожный, избегающий, надёжный и тревожно-избегающий.

Последний тип я бы вынес за скобки, поскольку к нему относятся люди, выпадающие за границы психологической нормы. Это манипуляторы, для которых «качели» — не просто любимая игра, а буквально неотъемлемый стиль жизни. Остальные три типа словно находятся на одной шкале, но на разных её участках. С одной стороны шкалы — тревожный тип. Такие люди нуждаются в постоянном внимании и подтверждении, что их любят, что их не оставят. С другой стороны шкалы — избегающий тип: холодный, эмоционально закрытый и независимый. Где-то посредине шкалы находится надёжный тип. Таким людям легче даётся строительство наиболее гармоничных отношений с точки зрения баланса между потребностью во внимании и потребностью в свободе.

Весьма достойная внимания теория, позволяющая не только объяснить многие хронически повторяющиеся закономерности в личной жизни человека, но и предсказывать дальнейшее развитие тех или иных отношений. Однако я пользуюсь ей довольно редко, предпочитая вместо неё теорию парадокса страсти Дина Делиса по следующим причинам.

Во-первых, последняя рассматривает контекст распределения ролей и эмоционального баланса в конкретной паре. Например, в данной паре человек может быть более независимым, более ведущим, более задыхающимся (допустим, потому что он состоит в отношениях с ещё более тревожным типом, чем он сам), зато уже в других отношениях он может оказаться более зависимым, более ведомым, более нуждающимся. Кроме того, роли в отношениях могут со временем инвертироваться, а в некоторых редких случаях — даже не один раз. Вспоминается известный фильм «Горькая луна», где смена ролей партнёров показана с особым лоском и смакованием.

Во-вторых, из теории привязанности Боулби немного сложнее вывести какие-то конкретные рекомендации по разрешению проблем в отношениях. Не совсем понятно, что делать паре, где типы привязанности партнёров находятся на разных концах шкалы. Теория парадокса страсти в этом плане чуть более практична. Она предлагает нам вполне работающую формулу: отвечай интересом, сближением и теплом на проявление близости и теплоты в твою сторону, и наоборот — проявляй холод, отдаление и фокусирование на себе в ответ на проявление холода и отдаления в твой адрес.

Источник