О комплексе жертвы

На что люди готовы пойти ради того, чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь и за жизнь своих близких? Очень на многое. Кто-то до конца жизни не спешит расставаться с зашкаливающей инфантильностью. Кто-то становится обозленным на мир отшельником. А кто-то становится заложником синдрома жертвы.

В последнее время я часто слышу истории, рассказанные жертвами или о жертвах. Один из первостепенных вопросов, который я задаю сам себе на моих консультациях: «Является ли мой собеседник жертвой?» Почему меня это так интересует? Потому что жертва гарантировано не будет менять свою жизнь. Ей нужен тот, кому она может пожаловаться на свою нелегкую судьбу. Возможно, она бы и не отказалась, чтобы человек, являющийся главным источником ее страданий, стал вести себя более прилично. Но никаких серьезных действий для этого предпринимать не готова.

Особенно глубоко жертва погружается в свою роль тогда, когда в ее жизни помимо агрессора есть еще один человек — спаситель. Он всегда готов выслушать, пожалеть, подбодрить. Так образуется так называемый треугольник Карпмана, из которого жертвы почти никогда не выходят. В той или иной мере многие из нас играют в эту игру, но лишь небольшой процент людей превращают ее в стиль жизни. С женщинами в нашей стране это случается несколько чаще, но и мужчины отстают не слишком сильно. Исследования Стивена Карпмана показали, что жертва, находящаяся в треугольнике между агрессором и спасителем, по результатам косвенных тестов и опросов демонстрирует признаки удовлетворенности жизнью, хотя вербально все озвучивается совсем иначе.

Обычно на встрече с такими людьми я честно обрисовываю свое видение ситуации, добавляя, что на роль спасителя я не гожусь. Моя специализация — коучинг, а не психологическая поддержка. Я даю людям стратегические планы по изменению их жизней, а если человек не хочет ничего делать для таких изменений, то здесь область моей ответственности заканчивается.

comments powered by HyperComments